Я не падаю, я так летаю... Каждый летает, как умеет...
Каким
начало XXI века предстанет в будущих учебниках по истории кино? Вполне
возможно, что ярким, масштабным, ироничным, мультикультурным – и подчас
довольно жестоким и мрачным. Однако кинематограф на то и существует,
чтобы создавать скандальные, эффектные, шокирующие, динамичные и
значимые кинофильмы.
читать дальше
начало XXI века предстанет в будущих учебниках по истории кино? Вполне
возможно, что ярким, масштабным, ироничным, мультикультурным – и подчас
довольно жестоким и мрачным. Однако кинематограф на то и существует,
чтобы создавать скандальные, эффектные, шокирующие, динамичные и
значимые кинофильмы.
читать дальше
Место 20 – «Любовное настроение» (In the Mood for Love, 2000, Вонг Кар-вай)
В
начале 1960-х в Гонконге живут две соседские семьи. Жена Чоу (Тони
Леунг)и муж Су (Мэгги Чеунг) заводят интрижку, и это сводит вместе
обманутых супругов. Однако сами они не решаются нарушить брачные
клятвы. Их отношения превращаются в драматический танец страсти,
влечения и долга.
Вонг Кар-вай – один из ведущих китайских
режиссеров, но многие его фильмы требуют подготовленного зрителя,
разбирающегося в тонкостях китайской истории или готового
расшифровывать визуальные и сценарные кружева постановщика. «Любовное
настроение» сделано иначе. Это абсолютно общедоступная картина, и ее
нюансы могут оценить даже те, кто мало что знает о наших восточных
соседях. Достаточно лишь понимать, что такое брачный долг и любовное
влечение. Недаром именно эта лента Вонга представила творчество
режиссера в хит-параде лучших азиатских картин, недавно опубликованном
американским телеканалом CNN. И недаром «Любовное настроение»
удостоилось не только пяти наград Гонконгской киноакадемии и двух
призов Общества гонконгских кинокритиков, но и двух наград фестиваля в
Каннах. Одну из которых разделили между собой операторы ленты и ее
художник-постановщик, отмеченные за техническое совершенство шедевра.
Место 19 – «Реальная любовь» (Love Actually, 2003, Ричард Кертис)
В
канун Рождества любовь буквально повсюду. И это не обязательно
романтическая страсть мужчины и женщины. Дети заводят первые любовные
интриги, взрослые заново открывают жизнь после смерти любимых, пожилые
люди начинают по-новому ценить многолетнюю дружбу. Главное – не
упустить момент, когда в вашу жизнь вошла любовь. Иначе она может
навсегда уйти.
Во всем мире люди предпочитают проверенные новогодние
хиты новым рождественским лентам, пополнить перечень праздничной
классики удается лишь немногим режиссерам. Пять лет назад это смог
сделать Ричард Кертис, заслуженный британский сценарист юмористических
сериалов и романтических комедий. В своем режиссерском дебюте он собрал
множество любовных историй и тем самым победил скуку, которая часто
охватывает зрителей, на протяжении полутора часов наблюдающих за
шаблонным романтическим сюжетом. Хотя взятые по отдельности истории
«Реальной любви» достаточно тривиальны, объединившись в полнометражную
ленту, они образуют размашистый и подчас уморительно смешной пейзаж
британской любовной жизни,
в которой находится место и для ухаживания порноактеров, и для внезапного романа премьер-министра страны с мелкой служащей.
Место 18 – «Город Бога» (Cidade de Deus, 2002, Фернанду Мейреллеш и Катя Лунд)
В нищих пригородах Рио-де-Жанейро не нужно годами ждать, чтобы тебя
приняли в банду. Если можешь удержать в руках оружие, ты готов вступить
в мафию – взрослую, подростковую или даже детскую. А дальше все как
обычно. Торговля наркотиками, перестрелки, раздел территорий.…
Выбраться из этого кошмара можно только случайно.
Бразилия обычно
ассоциируется с сериалами, а не с фильмами, но своя киношкола там есть.
И, надо признать, достаточно мощная. Особенно когда опирается на
трагическую национальную историю и порождает жесткие, бескомпромиссные,
страстные, эпические ленты вроде «Города Бога», основанного на
подлинных фактах. Ленту легко называть бразильским ответом голливудским
картинам о мафии, но, бесспорно, это совершенно другое кино. Хотя бы
потому, что «Город Бога» – картина о детях, которые стали уличными
воинами до того, как превратились во взрослых. Чтобы достучаться до
зрительских сердец, фильм не отворачивается от страшных сцен и
задействует реальных подростков из бедных кварталов, дабы те рассказали
печальную, гротескную и озорную историю своих отцов – тех, кто пережил
бандитские войны 1980-х.
Место 17 – «Малхолланд драйв» (Mulholland Drive, Дэвид Линч, 2001)
Пережив
покушение на убийство и автомобильную аварию, женщина (Лора Херринг)
теряет память. Она с трудом добирается с шоссе Малхолланд до
Лос-Анджелеса и проникает в квартиру, куда вскоре приезжает Бэтти Элмс
(Наоми Уоттс) – канадская провинциалка, мечтающая покорить Голливуд.
Вместе они пытаются раскрыть тайну личности потерпевшей.
Дэвид Линч
любит повторять, что берет идеи из своего подсознания и не пытается их
фильтровать. Иногда этот подход порождает невнятные картины вроде
«Внутренней империи», но бывают у Линча и «глючные» шедевры вроде «Твин
Пикс» и «Малхолланд Драйв». Последний тоже был задуман как телесериал,
и новый план возник лишь после того, как студия ABC отказалась пускать
в эфир представленную пилотную серию. Не мудрствуя лукаво, режиссер
перемонтировал ТВ-фильм в кинофильм, придумал финал сюжета.… И внезапно
понял, что его сон с самого начала должен был принять киноформу.
Запутанное повествование ленты вызвало к жизни множество интерпретаций,
но прелесть «Малхолланд Драйва» в том, что окончательного ответа нет.
Потому что фильм не рассказывает историю, а наслаждается голливудской
атмосферой, в которой реальность, вымысел и грезы сливаются в единое
целое.
Место 16 – «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» (Crouching Tiger, Hidden Dragon, 2000, Анг Ли)- Великий воин Ли Му-Бай (Чоу Юн-Фат) решает отказаться от своего меча,
именуемого Зеленая Судьба, чтобы начать мирную жизнь. Давняя знакомая
Ли, воительница Ю Шу-Лиен (Мишель Йео), соглашается передать меч на
хранение их общему другу, однако в итоге сокровище попадает в руки
дочери губернатора Ю Джен (Чжан Цзыи), которая тайно изучает боевые
искусства и надеется, что Зеленая Судьба поможет ей выбрать свой
жизненный путь.
Китайские фильмы о боевых искусствах всегда были
мужским жанром. Даже если главные роли в них играли женщины,
повествование строилось вокруг «мужских» тем – наказание преступника,
месть, воспитание характера… Поэтому уроженцу Тайваня Ангу Ли,
режиссерская карьера которого началась c мелодрам, показалось
интересным скрестить высококлассный, феерический исторический боевик с
переживаниями трогательной романтической драмы, в которой даже
закаленные в боях воины хранят глубоко в сердце искренние любовные
чувства. Так родилась картина, которая не только стала хитом всех
стран, где говорят на китайских наречиях, но и пробилась на
голливудский рынок, спровоцировав всемирный интерес к новому поколению
восточных лент.
Место 15 – «Вечное сияние чистого разума» (Eternal Sunshine of the Spotless Mind, 2004, Мишель Гондри)
Расставшись
со своим парнем Джоэлом (Джим Кэрри), Клементина (Кейт Уинслет)
отправляется в компанию Lacuna, которая предлагает полное стирание
неприятных или ненужных воспоминаний. Узнав, что девушка больше не
помнит о его существовании, Джоэл тоже приходит в Lacuna. Однако во
время процедуры его сознание решает сберечь хотя бы некоторые
воспоминания о Клементине, которую Джоэл все еще любит.
Необузданная
сценарная фантазия и необузданный визуальный дар – превосходный
творческий союз. Особенно если вам нужно сделать неожиданное кино на
хорошо всем известную романтическую тему, которую, казалось бы, давно
закрыл Вуди Аллен в мелодраме «Энни Холл». В случае «Вечного сияния»
членами творческого союза стали режиссер Мишель Гондри и сценарист
Чарли Кауфман, превосходно подчеркивающие достоинства друг друга. Жаль,
что их сотрудничество ограничилось всего двумя лентами, и первой из них
была не слишком удачная «Звериная натура». Зато «Вечное сияние»
получило сценарный «Оскар» и жанровую премию «Сатурн» как лучший
фантастический фильм 2004 года. А также множество других наград и
вечную любовь всех поклонников нестандартных мелодрам, заставляющих не
только умилиться, но и задуматься о причудах человеческой психики.
Место 14 – «Ультиматум Борна» (The Bourne Ultimatum, 2007,Пол Гринграсс)
Лондонский
репортер получает информацию о сверхсекретном проекте ЦРУ. Спецслужбы
создают новое поколение суперубийц, и сведения о них привлекают
внимание Джейсона Борна (Мэтт Дэймон), представителя предыдущего
поколения тайных агентов Америки. Используя новые данные, Борн пытается
вспомнить все, что забыл, когда несколько лет назад потерял память.
Каждый
из трех фильмов о Джейсоне Борне по-своему замечателен. Первый
открывает публике суперагента XXI века – молодого человека, который не
сражается за свое правительство, а пытается понять, что с ним сделали
власти. Второй фильм дарит уникальный визуальный стиль – никакой
«зализанности», нарочито грубые, но при этом тщательно продуманные
съемки ручной камерой, а также головокружительно-реалистичные трюки.
Наконец, заключительная лента доводит идеи первых двух до совершенства
и ставит в финале многоточие, позволяющее со временем вернуться к
повествованию, если Мэтт Дэймон и Пол Гринграсс почувствуют, что могут
превзойти упоительный драйв и непредсказуемые сюжетные ходы
«Ультиматума». Немудрено, что идеи сериала были использованы для
перезапуска «бондианы» – Борн воплотил в своей истории все лучшие ходы
современного шпионского экшена.
Место 13 – «Реквием по мечте» (Requiem for a Dream, 2000, Даррен Аронофски)
Пожилая
женщина (Эллен Берстин) решает похудеть, чтобы попасть на телевидение.
Не справившись с диетой, она начинает принимать амфетамины. Тем
временем ее сын (Джаред Лето) и его друзья (Дженнифер Коннелли и Марлон
Уайанс) торгуют наркотиками, все сильнее подсаживаясь на иглу.
В
знаменитом фильме Дэнни Бойла «На игле» звучал призыв «Выбрать жизнь, а
не наркотики». Но на деле все не так просто – в «нормальной жизни»
хватает явлений, которые привязывают людей почище наркотиков. Например,
телевизор. Или диета. Понимая это, Аронофски не стал ограничиваться
осуждением героина.
«Реквием по мечте» – лента обо всех видах
безумной привязанности, которая заменяет реальность несбыточными
грезами и разрушает человеческое сознание. Иллюстрируя свои идеи,
Аронофски не только написал сценарий на основе романа Хьюберта Селби и
нанял талантливых актеров, но и разработал сложный визуальный стиль,
подчеркивающий душевные перемены, которые переживают персонажи.
В
последующем операторские и монтажные идеи «Реквиема» стали широко
применяться в кино и видеоклипах. Разошелся на цитаты и нетривиальный
саундтрек ленты, сочиненный Клинтом Мэнселлом и исполненный струнным
квартетом Kronos.
Место 12 – «Город грехов» (Sin City, 2005, Роберт Родригес, Фрэнк Миллер и Квентин Тарантино)
Жизнь
в Бэйсин-сити столь мрачна и неприглядна, что даже местные герои
балансируют на грани закона или являются преступниками. Будь то
полицейский Хартиган (Брюс Уиллис), спасающий девочку от педофила,
громила Марв (Микки Рурк), ищущий убийц своей возлюбленной, или
фотограф Дуайт(Клайв Оуэн), защищающий от бандитов «профсоюз»
проституток.
С тех пор как комиксы стали неотъемлемой частью
американской культуры, голливудские постановщики не переставали
мучиться вопросом, как переносить истории в картинках на экран. Долгое
время господствовал традиционный подход – взять в фильм сюжет,
персонажей и некоторые визуальные «ключи» комикса, а все остальное
придумать заново, в соответствии с обычными экранными штампами и
свежими идеями режиссера.
Но со временем искусство съемок и
создания компьютерной графики достигло таких высот, что стало возможно
перенести на экран все визуальные решения оригинала – от подбора тонов
до композиции кадра. Первым экранизацию нового поколения создал Роберт
Родригес, взявший в напарники автора комикса «Город грехов» Фрэнка
Миллера и показавший, что разработанное им художественное решение –
удачный подход для постановщиков будущего, которые тоже не захотят
потерять ни одного интересного хода оригинала.
Место 11 – «Донни Дарко» (Donnie Darko, 2001, Ричард Келли)
Донни
Дарко (Джейк Гилленхаал) – психически больной подросток, который ходит
во сне и общается с вымышленным знакомым, огромным говорящим кроликом
по имени Фрэнк. По совету Фрэнка Донни однажды ночью уходит из дома и
возвращается утром, чтобы узнать, что его комнату разрушил упавший с
неба двигатель самолета. После этого Фрэнк извещает парня, что через 28
дней наступит конец света. Донни должен предотвратить Апокалипсис.
Помимо официального Голливуда достойные внимания американские ленты
часто создаются независимыми студиями. Причем скромные бюджеты не
мешают авторам этих картин затрагивать «блокбастерные» темы и
добиваться успеха у зрителей и критиков. В 2001-м «калифом на час»
независимого кино стал «Донни Дарко», авторы которого предложили
публике необычный взгляд на парадоксы путешествия во времени, а также
нестандартное художественное решение и удачную игру Джейка Гилленхаала.
У продюсеров не хватило денег, чтобы выпустить ленту в широкий прокат,
но фильм и на видео стал культовым хитом и любимцем критики. С тех пор
Ричард Келли как сценарист и режиссер создал еще несколько лет, но
повторить успех «Донни Дарко» ему пока не удалось.
Место 10 – «Лабиринт Фавна» (El Laberinto del Fauno, 2006, Гильермо дель Торо)
В
конце Второй мировой мать испанской девочки Офелии (Ивана Бакеро)
выходит замуж за офицера армии Франко и перевозит дочь на северо-запад
страны, где капитан Видаль (Серхи Лопес-и-Аяц) борется с
повстанцами-антифашистами. Там, в сельской глуши, Офелия знакомится с
волшебными существами и загадочным Фавном (Даг Джонс), который поручает
ей три ответственных задания.
«Лабиринт Фавна» был изначально
задуман как «взрослая» история об отношениях беременной женщины и
фавна, но постепенно дель Торо пришел к выводу, что он должен оформить
картину как тематический сиквел «Хребта дьявола» и вновь рассказать о
мистических переживаниях ребенка, живущего во время войны (в «Хребте»
речь шла об испанской Гражданской войне). Но если в предыдущей картине
у режиссера не было особой возможности развернуться, поскольку он
работал со скромным бюджетом, то 20 миллионов, отпущенные продюсерами
на «Лабиринт», позволили дель Торо наполнить ленту удивительными
образами и выстроить многогранную философскую сказку для взрослых,
повествующую о пересечении детских грез, «запредельного»
фантастического мира и ужасающей реальности. Хотя картина была снята на
испанском языке, это не помешало ей стать международным блокбастером.
Место 9 – «Пианист» (The Pianist, 2002, Роман Полански)
В
1930-х молодой музыкант Владислав Шпильман (Эдриен Броуди) считался
одним из лучших пианистов Европы. Но затем его родная Польша попала под
власть фашистов, а семья Шпильманов была перевезена сперва в варшавское
гетто, а затем в лагерь смерти. Лишь Владиславу удалось избежать участи
родных – благодаря везению и помощи знакомых и незнакомых людей.
Когда
Стивен Спилберг работал над «Списком Шиндлера», он хотел, чтобы ставил
картину Роман Полански, чудом уцелевший во время Холокоста и потому
знающий эту тему куда лучше родившегося в Америке Спилберга. Однако
Полански предоставил биографию Шиндлера коллеге. Ему хотелось
рассказать историю, в центре которой был бы не немец, а еврей. И не
тот, кто спасает других, а тот, кто чудом выживает благодаря
бескорыстной помощи достойных людей. Так было с самим режиссером, и так
было с Владиславом Шпильманом, будущим основателем фестиваля в Сопоте.
Чувство
духовной близости к своему герою дало Полански душевные силы, чтобы
снять жесткую, жестокую и поразительно сильную картину о человеке,
который внезапно осознает свою полную беспомощность перед лицом
чудовищных обстоятельств. И который проходит через все испытания,
сохранив свой музыкальный дар. Чтобы после войны вновь нести людям
радость.
Место 8 – «Память» (Memento, 2000, Кристофер Нолан)
Нападение
грабителя отняло у Леонарда (Гай Пирс) жену и лишило мужчину
долгосрочной памяти. Теперь все, что Леонард узнает, испаряется из его
головы примерно через час. Однако это его не останавливает. Он делает
татуировки, пишет себе записки, фиксирует все важное на камеру.… И шаг
за шагом подбирается к преступнику, которого в свое время не смогла
разыскать полиция.
Как отмечалось, «Малхолланд Драйв» прекрасен,
потому что его загадки не имеют четких отгадок. «Память», в свою
очередь, замечательна тем, что в ее сюжетных поворотах есть четкая
логика, и любой вдумчивый зритель может разобраться, в чем именно
сценарный подвох. А затем вновь и вновь любоваться тем, как Кристофер
Нолан играет в тонкие игры со зрительской памятью и провоцирует публику
на глубокие размышления о роли, которую воспоминания играют в нашей
жизни. «Память» была второй картиной британца, и именно после нее
постановщика признали новой надеждой Голливуда вообще и детективного
кино в частности. Хотя, получив свою заслуженную сценарную номинацию на
«Оскар», Нолан предпочел переключиться на более масштабные задачи вроде
реанимации сериала о Бэтмене. Или на создание хитроумной ретродрамы о
фокусниках, получившей название «Престиж».
Место 7 – «Гладиатор» (Gladiator, 2000, Ридли Скотт)
Престарелый
римский император Марк Аврелий справедливо полагает, что честный и
доблестный генерал Максимус (Расселл Кроу) будет лучшим наследником
трона, чем жестокий сын императора Коммод (Хоакин Феникс). Но,
разумеется, последний не согласен с решением отца. Он приказывает убить
Максимуса, но тот выживает, становится гладиатором и готовится к мести.
Во
времена «Спартака» и «Клеопатры» американские зрители обожали ленты из
античной жизни, чувствуя связь своей демократии с римскими традициями.
Но затем публика сосредоточилась на современных сюжетах, и «пеплумы»
остались в прошлом – вместе с вестернами и классическими мюзиклами.
Лишь когда Голливуд обрел невиданные ранее бюджетные и визуальные
возможности, продюсеры вновь задумались о возвращении гладиаторских
фильмов. И Ридли Скотт, взявший на себя возрождение «пеплума», доказал,
что старый добрый жанр может вновь зарабатывать миллионы. Если,
конечно, картина может похвастаться увлекательным сюжетом, сложными
спецэффектами и харизматичным актером вроде Расселла Кроу в главной
роли. Успех «Гладиатора» попытались повторить сразу несколько
постановщиков, но нечто сравнимое получилось лишь у режиссера
комикс-саги «300 спартанцев» Зака Снайдера, который совместил идеи
Скотта и визуальные ходы «Города грехов».
Место 6 – «Убить Билла» (Kill Bill, 2003-2004, Квентин Тарантино)
Когда
наемная убийца Беатрикс Киддо (Ума Турман) поняла, что беременна, она
оставила Отряд Смертоносных Гадюк и решила начать новую жизнь и выйти
замуж. Но буквально на пороге церкви все собравшиеся на торжество были
уничтожены бывшими соратниками Киддо. Выжила только Беатрикс, несколько
лет пролежавшая в коме. Очнувшись, она вспомнила свои боевые навыки и
отправилась мстить прежним друзьям и их главарю Биллу (Дэвид Кэррадайн).
«Бешеные
псы» и «Криминальное чтиво» создали Квентину Тарантино репутацию
артхаусного режиссера, который пишет отличные сценарии и превосходно
работает с актерами, но во всем остальном не поднимается выше среднего
уровня. Естественно, амбициозного постановщика это не устроило. В своем
новом проекте он решил прыгнуть выше головы, показав, что умеет ставить
зубодробительный экшен, смешивать разные визуальные и постановочные
стили, организовывать съемки в нескольких странах… И при этом на равных
соревноваться с классиками восточных и западных боевиков.
Так
родилась дилогия «Убить Билла», ненадолго вернувшая в кино моду на
двухсерийные постановки и показавшая, как много интересных и необычных
ходов можно выжать из старого как мир сюжета.
Место 5 – «Олдбой» (Oldboy, 2003, Парк Чан Вук)
Однажды
ночью О Дэ Су (Чой Мин Сик) был похищен. 15 лет он провел в частной
тюрьме, не зная, за что туда попал. Все это время О Дэ Су тренировался
в боевых искусствах и мечтал о мести тем, кто сломал его жизнь. Но
когда мужчина выбрался из тюрьмы, он быстро понял, что пережитое им –
цветочки в сравнении с ягодками, которые ждали его на свободе.
Еще
совсем недавно лишь специалисты знали, как развивается южнокорейский
кинематограф, а теперь лучшие фильмы этой страны не только прилично
зарабатывают в государствах Дальнего Востока, но и становятся
международными хитами. А также вдохновляют голливудские ремейки. В
числе прочих у западных продюсеров есть отдаленные планы создать
американский вариант «Олдбоя», но им будет трудно подыскать режиссера,
который бы смог снять нечто равновеликое блистательно-мрачному фильму
Парк Чан Вука, каждая сцена которого погружает главного героя все
глубже в бездну ада. В основе своей «Олдбой» – медитация на тему мести,
однако уместнее всего сравнивать ленту не с триллерами этого жанра, а с
древнегреческими трагедиями, столь же пафосными и безжалостными.
Место 4 – «Темный рыцарь» (The Dark Knight, 2008, Кристофер Нолан)
Война
Бэтмена (Кристиан Бейл) с мафией приносит плоды и вдохновляет окружного
прокурора Харви Дента (Аарон Экхарт) объявить собственный крестовый
поход против преступности. Мафия отвечает на это, нанимая психопата
Джокера (Хит Леджер), который превращает Готэм в залитое кровью поле
боя.
Киношедеврам нередко нужны годы, чтобы публика и критики
признали их совершенство. В случае «Темного рыцаря» реакция была
мгновенной. Какое-то время фильм даже лидировал в рейтинге портала
IMDB, потеснив такую общепризнанную классику, как «Крестный отец»,
«Побег из Шоушенка» и «Хороший, плохой, злой». Мало того, вскоре после
выхода в свет «Рыцарь» попал на престижные места нескольких журнальных
рейтингов лучших лент всех времен и народов – беспрецедентное, но
предсказуемое достижение, если учесть, какой фурор в свое время
произвела картина «Бэтмен: Начало», первая часть проекта Кристофера
Нолана по переосмыслению классического комикса. В сиквеле режиссер
отказался от нескольких смехотворных элементов первой картины (в
частности, от ссылок на ниндзя) и искусно сплел феерические экшен-сцены
с глубокими размышлениями о сути борьбы со злом и противостоянии
терроризму. Хотя нам еще предстоит определить истинное место «Рыцаря» в
мировой табели о рангах, уже сейчас можно сказать, что это один из
лучших фильмов первого десятилетия XXI века.
Место 3 – «Пираты Карибского моря» (Pirates of the Caribbean, 2003-2007, Гор Вербински)
Пиратский
капитан Джек Воробей (Джонни Депп) пытается вернуть свой корабль, его
бывшая команда старается избавиться от древнего проклятия, кузнец Уилл
Тернер (Орландо Блум) мечтает о губернаторской дочери Элизабет Суонн
(Кира Найтли), а та, в свою очередь, тяготится жизнью в плену богатства
и церемоний. Когда эти персонажи сходятся вместе, начинаются
удивительные приключения.
Как и «пеплумы», пиратские фильмы вышли из
моды несколько десятилетий назад. Последняя попытка их реанимировать,
картина «Остров головорезов», так позорно провалилась, что погребла под
собой студию Carolco. Поэтому многие наблюдатели крутили пальцем у
виска, когда слышали, что студия Disney вложилась в фильм по мотивам
аттракциона «Пираты Карибского моря». Но Гор Вербински и его команда
посрамили всех, кто не верил в их успех. Их трилогия стала одним из
самых успешных и масштабных подростковых киносериалов в истории
человечества – суммарные сборы второй и третьей серий зашкалили за два
миллиарда долларов. Впрочем, главным достоинством трилогии были не
впечатляющие эффекты, а восхитительная игра неподражаемого Джонни
Деппа, создавшего образ, вполне способный конкурировать с Джоном
Сильвером за звание главного вымышленного пирата всех времен и народов.
Место 2 – «Амели с Монмартра» (Le Fabuleux Destin d’Amelie Poulain,2001, Жан-Пьер Жене)
Жизнь
парижанки Амели Пулен (Одри Тоту)была скучной и размеренной, пока
случай не навел девушку на мысль тайком помогать другим людям. Взявшись
за этот нелегкий, но приятный труд, изобретательная красавица не только
сделала счастливыми других, но и нашла свою любовь.
«Реальная
любовь», «Вечное сияние чистого разума», «Амели»… Двадцать первый век
как будто взялся опровергать популярный тезис о том, что романтическая
комедия – затхлый и шаблонный жанр, могущий порождать лишь
картины-однодневки. Хотя за последние годы бездарных лент этого жанра в
самом деле было немало, фильмы вроде «Амели» подтверждают, что для
душевной романтики еще не все потеряно. Если, конечно, у штурвала стоит
такой мэтр небанального кино, как Жан-Пьер Жене, постановщик
«Деликатесов», «Города потерянных детей» и четвертого «Чужого». Точным
подбором операторских ракурсов и светофильтров Жене может превратить
привычные городские улочки в волшебные уголки сказочного Парижа. А
затем потратить оставшийся бюджет на приглашение восхитительных
исполнителей вроде Одри Тоту, которая после съемок в «Амели»
превратилась в международную знаменитость и удостоилась номинации на
«Сезар» – одной из тринадцати номинаций «Амели», четыре из которых
обернулись реальными наградами.
Место 1 – «Властелин колец» (The Lord of the Rings, 2001-2003, Питер Джексон)
Несколько
тысячелетий назад коварный и могущественный Саурон создал Кольцо
Всевластия, которое должно было подчинить правителей, людей, гномов и
эльфов. Однако план Саурона провалился – его войска были побеждены, а
Кольцо кануло в реку. Теперь Темный Властелин вернулся, и даже
объединенные силы Добра не могут его остановить. К счастью, Кольцо еще
не попало в руки Саурона, и если его уничтожить, то Владыка вновь будет
повержен. Только вот расплавить средоточие силы Саурона можно лишь в
недрах Огненной Горы, которая находится в самом сердце царства
Властелина.
Несколько десятилетий «Властелин Колец» был священным
Граалем для создателей мистических и сказочных лент. Многие мечтали о
том, чтобы вписать культовую трилогию Джона Толкиена в свою
фильмографию, но все соглашались, что это неосуществимый проект.
Слишком уж эпическое творение создал британский писатель, слишком уж
много там было невероятных существ, удивительных пейзажей и кровавых
сражений. К счастью, Питеру Джексону хватило творческой наглости,
организаторских способностей и режиссерского таланта, чтобы не только
взяться за «Властелина Колец», но и завершить эту грандиозную работу.
Его потрясающая девятичасовая сага от эпизода к эпизоду становится все
более мрачной, размашистой и захватывающей. Цикл Джексона покорил
сердца поклонников Толкиена, привлек к классическим книгам толпы новых
читателей и установил для кинофэнтези столь высокую планку, что ее вряд
ли в ближайшие годы кто-то сможет взять.
@темы: кино